Мифы о менструации можно разделить на две категории, которые отражают два различных взгляда на менструацию. Согласно первому, менструирующая женщина — это загадочная личность, обладающая сверхъестественными качествами. Согласно второму — менструирующая женщина находится во власти «черных сил».
Первобытные люди расценивали ежемесячные кровотечения у здоровых женщин как проявление их сверхъестественных способностей. Полагали, что менструирующая женщина способна прекращать ливни и грозы и может заставить гусениц оливковой рощи погибнуть. Менструальной крови приписывали целительные и защитные свойства — против огня и пожаров, ранений в бою, металла от ржавчины и т.д. Нить, пропитанная менструальной кровью, использовалась для лечения припадков эпилепсии и мигрени.
Согласно второй точке зрения, считалось, что менструирующая женщина несет зло и причиняет много вреда. Бытовало мнение, что в ее присутствии прокисает , ржавеет железо и бронза, зеленеет медь, не всходит посеянное зерно, яркие зеркала становятся тусклыми, притупляются острые металлические предметы, тускнеют изделия из слоновой кости, погибают пчелы, у самок домашнего скота случается выкидыш, рвутся струны арф и скрипок, останавливаются часы, чернеет отбеленный лен и пр.
Некоторым индийским женщинам полагалось в этот период одевать паранджу. Менструирующим женщинам запрещалось присутствовать при ловле рыб, на охоте. Она должна была предупреждать людей о своем приближении, так как от ее вида человек мог заболеть, став бледным и седым. В некоторых общинах на период менструации женщин изолировали в специальных местах, они получали пищу из отдельной посуды, которую выбрасывали после использования, исполнялись «очищающие» ритуалы.
В средние века считалось, что менструирующая женщина является носительницей греховности, и поэтому ей запрещалось посещать церковь и религиозные места. Эта традиция сохраняется и сегодня в некоторых частях света. Женщинам ортодоксальной православной веры запрещается целовать крест, посещать церковь и венчаться во время менструации. Индейцы Боливии полагали, что менструация возникает в результате укуса змеи. Поэтому после первой менструации проводился ритуал «биения» по всем домашним предметам для успокоения змеи.
В Италии скудная менструация рассматривалась как особенно вредная, так как накапливающаяся в организме кровь являлась причиной безумия и (или) туберкулеза. Полагали, что при половом сношении в период менструации загрязняется сперма, что приводит к рождению больных эпилепсией или безумных младенцев.
В соответствии с Библией, женщина во время менструации считается «нечистой», поэтому верующим евреям запрещено вступать в интимные отношения до полного прекращения у женщин менструации и принятия ею «миквы» — очистительной ванны с соблюдением особых религиозных обрядов. Существует целый свод правил, изложенных в Библии и предписывающих поведение женщин в период менструации.
В Индонезии менструирующим женщинам запрещалось заходить на табачные или рисовые поля.
Во Франции и Германии женщин не принимали на работу на пивоваренные и винные заводы во избежание прокисания вина и пива.
Во Франции опасались присутствия менструирующей в местах очистки сахара, так как существовало поверие, что он может почернеть.
В Сирии были уверены, что пища, приготовленная менструирующей женщиной, быстро портится.
В странах Южной Европы полагали, что в присутствии менструирующей женщины не всходит тесто.
На юге Франции были уверены, что от одного только дыхания менструирующей женщины изменяется качество майонеза.
В Южной Африке менструирующей женщине запрещается доить коров, так как полагают, что прокисает.
В некоторых местах принято изолировать девушку-подростка на период полового созревания или первой менструации на несколько дней (Каролинские острова в Микронезии) или даже месяцев (индейцы Ванкуверского острова).
Самой продолжительной изоляции подвергались жительницы племен Новой Ирландии (четыре-пять лет) и о. Борнео (полных семь лет). В период уединения подавалась пища в специальной посуде, которая затем уничтожалась. Обслуживалась уединенная девушка чаще тетей по линии матери. Конец уединения отмечался празднованиями. При этом девушку погружали в воду или украшали и покрывали цветами, а иногда и выставляли для укусов больших муравьев. Все это преследовало одну цель — очищение и обретение права жить среди людей.
  • нет