До закрытия велосезона остается по оптимистичным прогнозам месяц-два, а тем временем мы представляем материал об относительно новой, особенно для России, дисциплине — CMX. Информации о ней пока не так много, и она разбросана по блогам и форумам, поэтому мы попытались пройтись по основным моментам и пообщаться с теми райдерами, кто успел с этой дисциплиной непосредственно соприкоснуться. Быть может, это вдохновит кого-то на серию осенне-зимних вечеров в гараже за сборкой очередного двухколесного агрегата.
ЧТО ТАКОЕ CMX
Как и многие новые явления последнего времени, движение CMX родилось на стыке двух субкультур: BMX и fixed gear. Классические трековые велосипеды, как известно, прекрасно подходят для преодоления больших расстояний в городе. Фиксированная передача дает хорошее ощущение управляемости и контроля, но триал-байки и BMX имеют больший трюковый потенциал. Таким образом, CMX вобрал в себя все эти качества.

Для райдеров этой новой волны появилось испытание — ведь делать трюки на фиксе гораздо сложнее. Но на вопрос «А почему, собственно, нужно делать трюки именно на «глухаре»?» должен последовать ответ вроде: «Because fuck you, that's why!»
CMX — ЕЩЕ НЕ ОСВОЕННЫЙ ВИД СПОРТА, ТАК ЧТО МНОГИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ BMX ВОВСЮ РАБОТАЮТ НАД НОВЫМИ ТРЮКАМИ В НАДЕЖДЕ ВПИСАТЬ СВОЕ ИМЯ В ИСТОРИЮ
Павел Скляров
сооснователь мастерской Elipsis
В и Великобритании велосипедисты начали пробовать для себя что-то новое: BMX'еры решили прочувствовать фиксированную передачу, а фиксеры начали выполнять простенькие трюки. Жесткие вилки MTB, педали BMX, поднятые вертикальные рули, 26-28-дюймовые широкие колеса и фиксированная передача – это лишь несколько очевидных признаков CMX-байка, также называемого Freestyle Fixie или FMX. Многие райдеры и вовсе считают CMX будущим всей фиксд-гир культуры.
КОММЕНТАРИЙ СПОРТСМЕНА
Евгений Мураев, CMX-райдер из Харькова
«Многие перешли на фиксы из BMX-дисциплины. Изначально никто из райдеров не был нацелен на то, чтобы делать трюки на фиксе — все началось с простых попыток преодолеть баннихопом бордюр, а потом завертелось. Байки постепенно стали модернизировать своими руками под новые потребности, ведь никаких специализированных компонентов для СMX тогда еще не было. Лондонская компания 14 Bike Co., которая занимается производством деталей для фиксов, одними из первых начали выпускать рамы для трюков и собрали свою команду.
Сам я пришел к этой дисциплине полтора года назад, а до этого катался на BMX. Изначально хотел обычный фикс для быстрого перемещения по городу, вскоре увидел несколько видео со Стивеном Дженсеном и загорелся желанием попробовать. На тот момент мой друг уже катался на фиксе и выучил баннихоп. С этого все и началось.
CMX — это истинный хардкор! Кататься в разы тяжелее, чем на BMX. Особенно сложно привыкнуть к тому, что тебе постоянно нужно крутить педали и подбирать ногу перед каждым трюком. Байк у меня самый бюджетный — простой комплит Subrosa Malum — не самый лучший вариант для трюков. Лучше сразу из-за границы заказать хорошую стритовую раму, если нужен именно CMX. Например, Volume Thrasher обойдется с доставкой по вполне приемлемой цене. А если так, чтобы просто покататься и баннихоп выучить, то и Subrosa хватит».
ИЗ ЧЕГО СОБРАН CMX?
По сути, CMX байк — это слияние BMX и MTB, но с фиксированной передачей. Соответственно, при его сборке используeтся множество BMX и MTB компонентов.
Михаил Рашковский, участник Fixed Gear Moscow
«У меня был Starfuckers Xenon — специально его собирал. Но как-то не пошло… не было времени тренироваться, а здесь как на скейте – надо кататься каждый день, чтобы хоть чему-то научиться. В итоге я его продал. CMX сложнее и техничнее – педали все время крутятся, а чтобы выдернуть байк, нужно подобрать положение педалей — поймать их на приземлении, например. У нас дисциплина не особо популярна и развивается очень медленно, но есть несколько людей, которые катаются в свое удовольствие. Есть еще обладатели специальных рам, которые просто ради развлечения на них ездят и выполняют самые элементарные трюки».

РАМА
Геометрия у CMX-рам трюковая, почти как у MTB, но они отличаются жесткой вилкой и трековыми дропаутами (разновидность наконечника пера вилки, в которой крепится ось колеса). Материалы все те же самые: сталь, алюминий и так далее. Из-за того, что многие известные BMX-производители начали делать подобные рамы, их стало довольно легко найти даже в России — для этого лучше всего обратиться в BMX'ерские магазины, вроде Hellride. Но настоящий эксклюзив, конечно, все равно придется заказывать из-за границы.

Слева направо: рама Charge Scissor, рама SE Bikes и Us Versus Them, рамы Analog от NS Bikes
РУЛЬ
Для фристайловых фиксов обычно используются рули из хромомолибденовой стали 4130. Алюминиевые сплавы могут сыграть злую шутку при приземлении с большой высоты. Ширина руля — вещь довольно личная. Однако, если вы планируете делать серьезные прыжки и вылеты, широкий руль даст максимальный контроль. Если вы пересаживаетесь с байка с совсем коротким рулем, рекомендуется попробовать поставить для начала руль пошире, а затем отрезать от него понемногу, пока он не подойдет вам идеально.

Легкие и крепкие рули Gusset Open Prison
ВЫНОС И РУЛЕВАЯ КОЛОНКА
Здесь все очень просто — подберите любой BMX-вынос на свой вкус. Вы не промахнетесь с большинством из них. Желательно, чтобы вынос был покрепче и помассивнее. То же самое с рулевой колонкой — любая из них, произведенная приличным BMX или MTB-брендом, справится со своей задачей, – все они одинаково крепкие.

Вынос Profile HIP и рулевая колонка Chris King Steel No Threadset
ВИЛКА
Обычные жесткие MTB-вилки не приспособлены для пегов и скольжений, однако последние тенденции рынка таковы, что все больше производителей ориентируются на велосипеды с фиксированной передачей, и подходящих вилок становится все больше. Обратите внимание на дропауты — в них должны хорошо вставать пэги (специальные трубы, которые крепят на оси), и они должны быть обязательно усилены, чтобы держать скольжения. Сгодится вилка от так называемого найнера (подходящая для 29-дюймовых колес). КОЛЕСА
Если велосипед вам нужен для преодоления больших расстояний, а из трюков вы не рассчитываете на большее, чем вилли, барспины, кео и другие базовые вещи, то с 28-дюймовыми колесами вам будет достаточно комфортно. Но очевидная слабая сторона больших колес в том, что они не очень-то подходят для более серьезных трюков: высоких прыжков, уоллрайдов, вращений на 180 градусов. Для этих целей лучше годятся 26-дюймовые колеса с широкими покрышками. Из-за них CMX будет выглядеть больше похожим на дертовый байк.
ВТУЛКИ
Далеко не все втулки для фиксов годятся для трюкового катания. Вот список из тех, что считаются достаточно прочными и проверенными: Halo Track, Goldtec Track, Phil Woods и Profile Fixed. BMX'ерские и не только фирмы сейчас начали выпускать усиленные компоненты: втулки, локринги.
ШАТУНЫ И ПЕДАЛИ
Приглядитесь к проверенным крепким шатунам BMX-производителей, к таким, например, как Odyssey Wombolt, которые уважаемы многими райдерами и точно прослужат вам долго. А вот с подбором и установкой передней звезды придется повозиться. С трековой системой шатунов такой проблемы не будет. Для фристайловых фиксов рекомендуются шатуны SRAM Omnium или аналоги.
Подходить к выбору педалей нужно, исходя из того, какой тип крепежа ног вам больше по душе: туклипсы или горизонтальные широкие ремни (степы). Из педалей подойдут любые достойные BMX-или MTB-модификации.

Слева направо: педали Odyssey с пластиковыми туклипсами, педаль с ремнями Hold Fast, система SRAM Omnium, шатуны Odyssey Wombolt
СЕДЛО И ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ШТЫРЬ
Почти любой подседельный штырь BMX-производителей сгодится — они не дорогие и крепкие. Например, Macneil Pivotals и Demolition Johnson. Если вы не планируете прокатывать более десяти километров за раз, седло BMX также подойдет, но если больше — лучше обратите внимание на более комфортные дертовые MTB-седла.
  • нет