Накануне состоялось первое заседание суда по иску Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» к сети ресторанов McDonald`s. В ОЗПП считают, что «Макдональдс» скрывает от потребителей информацию о своей продукции. Такие выводы были сделаны на основании результатов экспертизы. 15 марта Тверской суд допросит экспертов, проводивших это исследование.
Ешьте, пока не испортилось
О том, как прошло первое заседание по существу, Вестям.Ru рассказала юрист ОЗПП Мария Свиридова. «Был допрошен директор по качеству всей сети. И всплыли интересные подробности. На вопрос о том, в течение какого срока можно употреблять продукцию „Макдональдса“, чтобы это было безопасно, был ответ – сразу. Что значит „сразу“? Они не смогли на этот вопрос ответить», – рассказала юрист. Представитель ответчика пояснил ей, что исследования по этому вопросу не проводились.
По словам Марии Свиридовой, представители «Макдональдса» не смогли подтвердить, что их продукция остается свежей и пригодной к употреблению в течение тех 15 минут, пока вы, например, несете ее от ресторана до своего офиса. «Мне сказали, что все внутренние правила регламентируют годность продукта до продажи», – сказала юрист.
То есть, если вы купили какую-то продукцию и съели сразу же в «Макдональдсе», то ресторан гарантирует ее годность к употреблению. А если вынесли куда-то, чтобы съесть через некоторое время, то делаете это на свой страх и риск. Потому что никто не может сказать, в течение какого времени ваш обед не испортится. И это при том, что «Макдональдс» специализируется на продаже продукции на вынос.
Претензии ОЗПП к «Макдональдсу» заключались еще и в том, что продукция реализуется в индивидуальной упаковке. А на ней, согласно российскому законодательству, должна содержаться вся информация о продукте – данные о составе, массе, производителе. Эти требования, по мнению экспертов, «Макдональдс» не выполняет.
«Это не упаковка, а одноразовая посуда»
«Нам пояснили, что это не индивидуальная упаковка, а одноразовая посуда», – отметила Мария Свиридова, подчеркивая, что сюда относятся, видимо, и коробочки из-под «Чикен Макнагетс» и пирожков. Представители ответчика сообщили, что вся информация о продуктах, реализуемых в сети «Макдональдс», есть в уголке потребителя. «Этот уголок еще попробуй найди, особенно в час пик, в обеденное время», – сказала юрист.
По ее словам, представители «Макдональдса» заявляли о необходимости провести независимую судебную экспертизу, но теперь перестали на ней настаивать. Представители ОЗПП ходатайствовали о допросе экспертов, которые по заказу организации проводили исследование в АНО «Союзэкспертиза» при Торгово-промышленной палате РФ. Они пояснят, как они проводили экспертизу, какие именно поступили к ним на исследование и чем они руководствовались в процессе исследования.
Из чего коктейль «Молочный»?
Дело в том, что эксперты обнаружили в коктейле с названием «Молочный» большое количество растительных жиров. По мнению истца, с таким составом коктейль не может называться «Молочный». Представители ответчика же заявляют, что объектом исследования был коктейль «Ванильный». А в «Молочном» коктейле, по их словам, жиры только молочные. Адвокат ответчика также сообщил суду, что заявитель не учел требования ГОСТ по отборам проб для дальнейшего исследования, передает РАПСИ.
«Наверное, мы уже теперь будем ходатайствовать о повторной судебной экспертизе. Потому что у меня сложилось мнение, что суду очень не нравится наш иск. Видимо, он не очень понимает смысл, – сказала Мария Свиридова. – Но ситуация очевидная. Мы не требуем ничего запредельного – только того, что положено по закону».
Срок годности: «Сразу»
Кроме того, к следующему заседанию представители ОЗПП намерены уточнить исковое заявление. Уточнения будут касаться вопроса о сроке годности. «Это необходимая, обязательная информация. Потребитель, приобретая данный товар, должен знать, что он должен употребить его в пищу сразу. Пусть дадут расшифровку, что такое „сразу“. В одном из ГОСТов мне встречался срок в 6 часов, но представители „Макдональдса“ это подтвердить не могут», – заключила она.
Защитники прав потребителей считают, что «Макдональдс» сознательно нарушает эти права и российское законодательство. По их мнению, сеть ресторанов дважды извлекает выгоду из своего особо привилегированного положения. Дело в том, что Федеральный арбитражный суд Московского округа в июле 2011 года признал, что «Макдональдс» в России не оказывает ресторанные услуги, а реализует продовольственные товары — как магазин. Сеть платит меньше налогов: не 18% НДС, а 10%.