Утро. Еще хоть 5 минуточек бы поспать… Нет, всё, резерва времени больше нет. Бегом-бегом, по-быстренькому. Ребенок, вставай-вставай-вставай! Опять на мало времени… Что, все равно ничего не хочешь?

Ну да, и не хочется ничего спросонья в нервотрепке, и надоело все, и надо бы сообразить, что лучше готовить утром, и надо бы найти в Инете информацию о рациональных завтраках, но все времени нет. Да ладно, в школе по-любому что-нибудь съест.

Бутерброд с собой или чипсы-чупсы-пепси в буфете-автомате заморят червячка и помогут дождаться школьного обеда.

А вот если «по чесноку»: как думаете, зависит успеваемость от завтрака? Ругая ребенка за плохие оценки, распекая за бестолковость, вялость и пофигизм, не расписываемся ли мы в собственных промахах?

Ведь если школьник утром внятно не поел, его мозг реально и не без последствий несколько часов страдает от недостатка углеводов, от глюкозного голодания. Ребенок попросту не может нормально соображать. Между прочим, клетки «серого вещества» сегодняшнего школьника на уроках расходуют калорий больше, чем головы их родителей на работе: 25% vs 3–4%! А в спецшколах с форсированными методиками «углубленного изучения» мозгу требуется еще больше энергии и питательных веществ.

Чем же кормить детей утром – чтобы дефицитного времени на это уходило немного, а проку было бы достаточно?

Конечно, запихивать в ребенка спозаранку котлету с пюре и борщ с мясом не годится. От тяжелых блюд кровь приливает к желудку, «обесточенный» мозг зависает и засыпает. Однако «бутер» с сыром и чай с печенюшкой – все-таки тоже не совсем тот вариант.

Для завтрака больше всего подходит теплая, не очень жирная и не слишком сладкая , не требующая сверхзатрат энергии на пережевывание и усвоение, способная подпитать мозг на время интенсивной работы во время уроков и калориями, и витаминами-микроэлементами.

Горючее для головного мозга – это углеводы, вот именно с них-то и стоит начинать день. Однако вкусные бутерброды с белым батоном, торты, печенье, конфеты – это простые, быстросгораемые углеводы. Они, конечно, тоже проясняют голову, но ненадолго. Буквально через час ученик снова чувствует себя уставшим и разбитым.

Чтобы иметь надежный запас энергии для продолжительной работы, мозг должен добывать сахар из сложных углеводов. Поэтому на завтрак стоит варить-таки разнообразные каши (да здравствует бесценный опыт предков, добытый ценой бесчисленных проб и ошибок!). Идеальный вариант – выбор английских лордов. «Овсянка, сэээр!»

А чтобы непрезентабельный блюда не нагонял тоску, хорошо добавлять в тарелку разнообразные фрукты и орешки. Вот тут – бесчисленное количество вариантов. Что есть в доме. И в магазине. Изюм, курага, инжир, чернослив, яблоки. Персики, киви, финики, манго, груши. Апельсины, мандарины, грейпфруты, помело. , ананасы, , мушмула. Кумкват, карамбола, маракуйя, папайя, фейхоа…

На крайний случай можно заныкать пакетик мармелада – россыпь его маленьких прозрачных кусочков на каше выглядит необыкновенно аппетитно!

В дополнение – орешки: кедровые, чуть подсушенные на сковородке грецкие, фундук, миндаль, кешью, фисташки… Можно посыпать кашку и кунжутом, и кокосовой стружкой, и шоколадом… Есть еще идеи?

Ну, конечно, есть. Просто нужно их красиво воплотить. И приучить ребенка к мысли, что каша – просто как воздух. Нужна. Да скорее всего, если пара ложек кашки обнаружится под фруктово-ореховой красотой, приучать особенно и не понадобится.

Нашим бабушкам бы нынешний выбор вкусняшек в магазинах – уух, они бы каких сказочных каш понапридумывали! Каша все-таки – исконно русская ипостась, на ней богатыри былинные выросли.

Можно периодически, если позволяет время, баловать школяров и блинчиками-оладушками, и горячими гренками с сыром, и румяными тостами с яичком… Да ладно, бог с ними, иногда в цейтноте – и разрекламированными сухими завтраками с молоком.

Однако при всем при этом питании не менее, а может, и более важна все-таки, наверное, утром – энергетическая подпитка души. Психика ребенка ранима, и пребывание в казенно-наэлектризованной и достаточно агрессивной среде в течение дня – ощутимо стрессовая штука. Без моральной опоры школьников конкретно сносит.

А оччень мало времени в современном круговороте событий у нас получается проводить с детьми – бок о бок, глаза в глаза, душа в душу, тет-а-тет. Не пожалейте, посвятите утром 10 минут только ребенку, забыв про остальные дела и приготовления к своему рабочему дню. Чтобы он за завтраком прихватил с собой в школу еще немного маминого тепла и домашней поддержки.