Каждый раз, приходя в ресторан, мы садимся за столик и ждем официанта. Кажется, что о нашем приходе ему еще неизвестно и требуется несколько минут, чтобы нас заметили и подошли.
На самом деле, мы не остаемся без внимания ни секунды – как только клиент сел за столик, официанты включаются в работу, используя драгоценные первые минуты для психологической оценки гостя. Опытный официант может оценить потребности гостя, его расположение духа и манеру, в котором лучше с ним общаться, всего лишь за несколько секунд.
Рестораны даже проводят тренинги для официантов, на которых обучают распознавать малейшие жесты и нюансы поведения гостя, для понимания его психологического настроя, как следствие – лучшему, более комфортному обслуживанию, которое зачастую дает отдачу в виде повышенных чаевых.
Так, при обслуживании добродушно настроенных дружеских компаний, отмечающих важное событие, желательно не отвлекать их от разговора, обслуживать гостей по-возможности тихо и деликатно.
При обслуживании бизнесменов, важно максимально точно проинформировать их о времени приготовлении блюд и принести заказанные блюда точно в срок.
При обслуживании компаний с детьми, возможно, мягко спросить ребенка – все ли ингредиенты блюда он любит, и, с позволения родителей, немного видоизменить рецепт, скажем, заменить горошек на картофель. Как правило, когда речь идет о семейных обедах, решающее слово в выборе блюд остается за матерью, поэтому, обслуживая семью, обращаться нужно в основном к женщине, которая, безусловно, оценит ваш такт, когда, при выборе десертов, вы не дадите ребенку десертное , оставив за ней.
А при обслуживании пар без детей – безоговорочное лидерство следует отдать мужчине, который, наверняка, примет это во внимание, принимая решение о размере чаевых.
Даже если вы считаете, что полностью зашорены и никакими психологическими хитростями вас не провести – вспомните – сколько раз у вас спрашивали – заправлять ли вам или вы сделаете это сами, не требуется ли вам двойная порция гарнира и прочие «уточняющие вопросы» — все это является частью работы официанта – не то, что ему действительно есть дело до того, сколько соевого соуса вы используете, просто такими наводящими вопросами он пытается немного «расшевелить вас», заставить вас почувствовать себя более расслабленно в ресторане, где важны даже малейшие детали вашего комфорта.
Официанты пытаются представить себя на месте гостя, оценив, какой подход был бы наиболее уместным в том или ином случае.
Теперь, когда мы знаем, что нас оценивают, можно и поиграть, подав официанту ложные знаки, заставляющие его работать так, как хочется того нам – предварительная резервация, вечернее платье на женщине и брюки на мужчине наведут его на мысль, что после ресторана у вас намечен поход в кино, поэтому обслуживание будет четким и эффективным.
Если вы хотите показать себя неформальным лидером, заставьте официанта подумать, что вы – главный в этой компании, к вам он будет обращаться в случае возникновения каких-либо уточняющих вопросов, по поводу выбора напитков, вам в конце трапезы он принесет счет.
Если вы хотите получить первоклассное обслуживание и бонус от заведения – создайте ложное представление, что все эти «хитрости» на вас не действуют, сидите немного насупившись, и на вопрос официанта – понравилось ли вам блюда – небрежно бросьте о-кэй, из которого можно понять, что в восторге вы не остались. Парадоксально, но у таких клиентов гораздо больше шансов получить бонус от заведения, чем у полностью довольных клиентов.