По непроверенным данным, впервые бокал французского шампанского в воздухе был подан пассажиру дирижабля в 1914 году. не сохранила ни имени пассажира, ни марки шампанского, однако с тех пор многие сотни тысяч людей повторили это нехитрое действие и могут подтвердить: шампанское на высоте 10 тысяч метров пьется легче и быстрее, чем на земле. А еще, говорят, с помощью бокала шампанского и леденца можно довольно точно определить «класс» самолета. Для этого нужно бросить конфетку в бокал и прислушаться: если удается не только увидеть, но и услышать момент «падения» — вы на борту (перво)классного воздушного судна с отличной звукоизоляцией, а значит шум двигателей не будет досаждать вам во время полета.
Конечно, пассажиры редко используют шампанское и другие напитки с экспериментальными целями. Гораздо чаще — с целью скрасить перелет и дополнить горячее блюдо бокалом вина. Авиакомпания British Airways ежегодно разливает в бокалы пассажиров первого и бизнес-класса чуть более 7 млн бутылок вина. А в авиакомпании Air New Zealand подсчитали, что если сложить все запасы алкоголя за год, получится 10 самолетов Boeing 747, заполненных вином под завязку.

Такая тенденция, однако

Тем не менее многие авиакомпании сегодня стали все чаще отказываются от спиртного на борту. Прибыль от продажи алкоголя незначительная, а угроза безопасности — вполне реальная. Так, несколько лет назад во время одного из рейсов авиакомпании «Трансаэро» произошла массовая потасовка с участием 20 пассажиров. Тогда же на маршруте Москва – Женева пьяный дебошир попытался «захватить» самолет «Аэрофлота». В апреле прошлого года трое подвыпивших россиян, летевших на отдых в Черногорию, подрались между собой и попытались открыть люки аварийного выхода во время полета. Подобных примеров можно привести еще очень и очень много. Как правило, авиакомпании стараются не афишировать такие инциденты ради сохранения имиджа компании, и огласку получают только самые вопиющие случаи.
Для того чтобы впредь избежать повторения внештатных ситуаций, авиакомпании вводят сухой закон не только на чартерных, но и на регулярных рейсах. Любопытно, но представление о пассажирах первого и бизнес-класса как о сдержанных и не доставляющих хлопот клиентах это не более чем миф. К примеру, не так давно в одном алкогольном скандале была также замечена даже принцесса (!) Саудовской Аравии, которая до крови расцарапала лицо бортпроводнице во время перелета из Парижа в Бостон.
Справедливости ради стоит заметить, что неадекватные выходки в воздухе под влиянием алкоголя — не только восточнославянская проблема. Подобные происшествия случаются практически во всех авиакомпаниях мира. Несколько лет назад борт тайваньской авиакомпании China Airlines, направлявшийся из Хошимина в Тайбэй, совершил экстренную посадку из-за одного очень пьяного пассажира. Перебрав во время полета спиртного, тот умудрился разбить иллюминатор и ранить стюардессу. Так что на борту самолета, в последнее время стал не столько средством от аэрофобии, сколько повышенным источник опасности.

Маршаллы, экипаж и стюардессы

Как это ни странно но, самые незащищенные заложники пьяных дебоширов — это экипаж, стюардессы и бортпроводники, которые обслуживают пассажиров. Об этом редко говорят вслух, но первейшая задача кабинной команды как раз не сервис, а обеспечение безопасности полета. Когда пассажир нарушает установленные правила поведения, например, категорически отказывается пристегнуть ремень безопасности, бортпроводник рассеивает свое внимание, которое должно быть полностью сосредоточено, повторимся, на обеспечении безопасности полета.
Некоторые авиакомпании, к примеру, крупнейший туристический перевозчик России «Трансаэро», создают сегодня специальные группы сопровождения. Как правило, агенты службы внутренней безопасности (аналог так называемой службы маршаллов) сопровождают рейсы продолжительностью свыше 4–5 часов. Это специально обученные — и физически, и психологически — сотрудники, благодаря которым количество неприятных инцидентов с пьяными пассажирами сокращается в несколько раз.

Права и обязанности пассажиров

Большинство государств имеют очень жесткое законодательство, защищающее других пассажиров и экипаж воздушного судна от пьяных хулиганов. В США никто не имеет права распивать алкогольные напитки на борту самолета, если только они не предлагаются авиакомпанией, иначе штраф — 10 тыс. долларов. В Великобритании взыскание за такое же нарушение составляет минимум тысячу фунтов (около полутора тысяч долларов). В Германии, если поведение пьяного пассажира приводит к проблемам на борту или задержке рейса, штраф достигает 25 тыс. евро. Штраф в 500 латов (около тысячи долларов США) заплатит пассажир airBaltic за употребление алкоголя, купленного не на рейсе авиа-компании. К тому же за рубежом персонал авиакомпаний на законном основании использует превентивные меры, в частности спецсредства — пластиковые наручники, ремни или ленты и т.п.
Белорусское законодательство не предусматривает подобных методов, ограничиваясь лишь указанием прав командира воздушного судна, среди которых есть и такое — «принимать все необходимые меры, в том числе и принудительные, к гражданам, создающим своими действиями угрозу для безопасности полета воздушного судна и не подчиняющимся его распоряжениям и командам». При этом что входит в понятие «принудительные меры» не уточняется. Что касается ответственности пассажира, то самая первая мера — расторжение договора воздушной перевозки, а проще говоря — отказ доставлять пассажира в точку назначения и/или обратно. Если к тому же пьяный пассажир совершил «умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу», и далее по тексту ст. 339 УК РБ «Хулиганство», ему грозят общественные работы, штраф, исправительные работы сроком до двух лет, арест сроком до шести месяцев или лишение свободы сроком до трех лет. Едва ли удовольствие от выпитой бутылки Jack Daniel’s на утреннем чартерном рейсе сравнимо с удовольствием продолжить отпуск в местах не столь отдаленных, как солнечные курорты Турции или Египта.

За и для храбрости!

Многие пассажиры выпивают перед полетом, так сказать, для «храбрости». Казалось бы, бокал красного вина или рюмка коньяка снимут стресс: «Вы уже слышали? Вчера самолет в Боливии совершил аварийную посадку! Как теперь пережить полет?!». Врачи же утверждают совершенно обратное: алкоголь только усилит страх полета. Более того, в воздухе в «критических» условиях организм уже находится в состоянии, схожем с состоянием алкогольного опьянения, и пассажир, который уже принял на земле «на грудь», на борту воздушного судна может кардинально изменить свое поведение вследствие изменения общего физического состояния. Другими словами, 100 грамм до полета могут не только успокоить, но и неприятно удивить тем, на какие поступки человек способен под влиянием алкогольных паров на высоте 10 000 метров, где низкое давление, низкий уровень кислорода и сухость и без того содействуют «растормаживанию» поведения.
Duty-free зарабатывает, в то время как авиакомпании — теряют
Магазины беспошлинной торговли или Duty free играют далеко не последнюю роль в поощрении «воздушного алкоголизма». С одной стороны, они находятся в «стерильной» зоне, за территорией таможенной границы, где не действуют правила установленные авиакомпаниями. С другой стороны, бутылки со спиртным, купленные в Duty free, обязательно должны быть упакованы в специальные пакеты, на которых написано: «Не вскрывать до окончания полета». Не секрет, что многие пассажиры абсолютно пренебрегают этим правилом безопасности и покупают алкоголь, чтобы употребить его на борту самолета или перед полетом в свободных зонах. Меньшее из всех возможных зол после таких алкогольных возлияний — здоровый крепкий храп до посадки. Худший вариант — экстренная посадка самолета и неизбежные издержки, взыскать которые с пьяного хулигана авиакомпания может только в теории. Так, например, в прошлом году пилоты, выполнявшие внутренний рейс компании «Аэрофлот» по маршруту Москва — Иркутск, совершили вынужденную посадку в аэропорту Нижневартовска из-за пьяного и полностью невменяемого пассажира. Авиакомпания в течение полугода пыталась взыскать с виновника происшествия компенсацию ущерба: посадка обошлась примерно в 10 тыс. долларов, дозаправка — еще в одну тысячу. Несмотря на то что суд обязал пассажира выплатить штраф авиакомпании, его размер оказался несоизмеримым с незапланированными расходами.

Вы думаете это авиа билет? Это договор перевозки!

Когда пассажир покупает авиа билет, он заключает с авиакомпанией договор перевозки, согласно которому авиакомпания обязуется безопасно доставить клиента из пункта А в пункт назначения В. Пассажир в свою очередь обязуется выполнять правила перевозчика, а также соблюдать действующее в области гражданской авиации законодательство, как местное, так и международное. Если пассажир нарушает со своей стороны условия договора, авиакомпания имеет право разорвать договор в одностороннем порядке. Это означает, что сотрудники авиакомпании вправе не допустить пассажира на борт, если он «невменяем» уже при посадке, или аннулировать обратный билет, если он «набрался» в воздухе. Правда, это не запрещает пассажиру воспользоваться услугами авиакомпании в следующий раз. Один из немногих известных случаев, когда суд запретил пассажиру, замешанному в алкогольном, мягко говоря, недоразумении, пользоваться воздушным транспортом в течение всей жизни, произошел, как нетрудно догадаться, в Соединенных Штатах Америки.
Итого:
Продажа крепкого алкоголя в аэропортах и магазинах, ужесточение правил — вопросы, безусловно, важные, но все же второстепенные. Главное, на чем стоит делать акцент это, все таки на наш взгляд, культура пития. А она пока, как совершенно точно заметил Владимир Семенович Высоцкий, такова: «Ведь если я чего решил — я выпью обязательно, но к этим шуткам отношусь я очень отрицательно!»
Поднимая планку ответственности, в том числе и финансовой, авиакомпании, возможно, потеряют несколько десятков пассажиров, но взамен приобретут спокойствие сотен других.
  • нет