Когда же в Минске появятся кафе для людей со среднем достатком?

Зампред Мингорисполкома: не каждый минчанин позволит себе поход в ресторан за миллион рублей.

Вечная тема для обсуждения: почему в минских кафе так дорого? Неразвитость общепита признают даже чиновники, не говоря об обычных гражданах и иностранных туристах. Своим мнением о проблеме в интервью «Минскому курьеру» поделился заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Доморацкий.

Над решением обеих проблем — и высоких цен, и нехватки мест — мы работаем постоянно. Причем путь здесь один — увеличение количества кафе и ресторанов, чтобы, исходя из внутренней конкуренции, они все-таки уменьшали свои аппетиты. Есть немало объектов, где очень много мест, а заняты, как правило, 2—3 столика. Из-за дороговизны туда просто никто не приходит. И пока, если честно, понимания в этом отношении у большинства рестораторов мы не находим. Они считают, что лучше «держать марку», то есть высокие цены, чем привлекать постоянных и частых клиентов со средним достатком. Отсутствие в Минске заведений именно для такой категории горожан — главная проблема. Элитные дорогие рестораны есть, пиццерии тоже. А среднее звено отсутствует. Хотя рестораторы говорят, что как раз элитных нет, не считая таковыми дорогие по белорусским, да и европейским меркам заведения.

Я лично именно такие заведения считаю элитными, потому что далеко не каждый среднестатистический житель столицы даже с высоким заработком может позволить себе раз в неделю потратить 1—1,5 миллиона рублей на поход в ресторан с женой или друзьями. То есть среднего сегмента не хватает, и мы над этим работаем, стараемся заинтересовать деловых людей. Например, ставка аренды объекта коммунальной недвижимости под общепит ниже, чем если бы помещение снимали для размещения другого бизнеса. Кроме того, все имеющиеся свободные площади и даже земельные участки предлагаем в аренду прежде всего под рестораны, кафе и прочие объекты общепита. Плюс проекты всех вновь строящихся торговых объектов в обязательном порядке должны предусматривать помещение под объект общественного питания.

Так что, по сути, вопрос нехватки посадочных мест уже не так актуален, как в предыдущие годы. Сейчас действительно главная проблема, которую решаем, — высокие цены в минских кафе и ресторанах. Хозяева совершенно свободны в вопросе стоимости предлагаемых блюд, и законодательно никак не повлияешь — только путем ужесточения конкуренции между ними же. Но, с другой стороны, «дорого» — понятие относительное. Многие говорят, мол, даже в других странах Европы дешевле, чем у нас. Вопрос, где именно. Если сравнивать наш так называемый элитный ресторан с уличным кафе в Берлине, конечно, в минском заведении ужин обойдется дороже. Поэтому сопоставлять надо корректно.

Можно ли рассчитывать на то, что новые заведения будут появляться на центральных улицах и проспектах Минска и он совсем скоро не уступит в этом отношении Праге, например, где кофейни, пабы, бары на каждом шагу?

До недавних пор много споров вызывало размещение тех же летних кафе и в принципе объектов общепита на пр-те Независимости, например, поскольку, по мнению многих специалистов, эти объекты не вписываются в архитектурный ансамбль проспекта. Поэтому их мало в центре, согласен, и именно того самого среднеценового сегмента. Но со временем менталитет и подходы меняются. Да, архитектура главного проспекта — это историческая ценность, которую нужно демонстрировать тем же туристам. Но город должен жить — это мое личное мнение. Например, сейчас прорабатываем вопрос, чтобы разрешить работу таких объектов общепита в парках и на том же самом проспекте не только летом. Ведь, согласитесь, приятно человеку, идущему по городу в мороз, зайти в уютную кофейню, согреться, выпить кофе и продолжить променад. Пройдите по проспекту Независимости после 23 часов — пусто и тихо. Прогуляться прогуляетесь, а задержаться негде. В той же Вене жизнь бьет ключом в такое время. И мы к этому стремимся.

В прошлом году для начала разрешили работу мобильных кафе. Бизнес развивается, предприниматели поддержали идею и работают. Горожане восприняли позитивно и пользуются услугами. Кроме прочего, мы сегодня работаем на привлечение туриста, а значит, должны ему что-то предложить, как минимум развитую сеть общественного питания. Надо признать, что только ради архитектуры и какой-то культурной программы ни один турист не приедет к нам, тем более два и более раз. Нужно предоставить комплекс услуг.

Источник: Наталья Еремич, «Минский курьер»