Аппетитная колбаска, ароматный и серебристая рыбка так и просятся с витрины в корзинку покупателя. Но всегда ли за манящей упаковкой скрывается свежее содержимое? Судя по проверкам торговой инспекции, нет, пишет «Вечерний Гомель». И если инспекторов вокруг пальца обвести сложно, то покупателей — запросто. Бывшая работница одного из гомельских магазинов рассказала как.

Ольга (имя изменено) работала в одном из магазинов торговой сети города оператором. Работа, по сути, не пыльная — получай накладные, устанавливай цены, надбавки и отправляй их на кассы, а товар — «на зал». Но это официальные должностные обязанности. Кроме основных, приходилось выполнять и ряд других. Особенно когда в магазине появлялся просроченный товар.



Просрочка — это отдельная большая глава нашей работы. По сути, ее возникновение — это вина заведующей магазином, которая должна регулировать объемы заказов, исходя из покупательского интереса, — рассказывает Ольга. – Тут, как говорится, не угадаешь.

Но причины, возможно, кроются и в неопытности продавцов.

— У нас в магазине новички вместо положенных нескольких месяцев стажировки учились пару дней. Каждый рабочий день они были обязаны начинать с проверки витрин: товар, срок годности которого подходит к завершению, выставлять поближе к глазу покупателя, совсем просроченный — убирать на склад. Замешкавшись по неопытности, могли и не делать этого.

Товар с истекшим сроком годности по правилам возвращается поставщикам. Но некоторые не практикуют такое. И тогда наступает самый интересный момент.

— Мы часто садились и перебивали сроки годности. Стираешь старые и наклеиваешь новые даты. Но самое отвратительное воспоминание — как мы мыли желтую, покрытую скользкой пленкой испорченную рыбу. Нужно было «отполировать» ее до серебристого цвета. Затем она замораживалась и выставлялась на витрины.



Срок годности сыров после фасовки — 12 часов. Если за это время продукт не продавался — не беда, всегда можно поменять дату фасовки.

Если в магазине есть собственное производство — это настоящее спасение. Старый , сморщенные от долгой жизни старушки-сосиски — первые для аппетитных пирожков, котлет в тесте и беляшей.

С колбасой процесс был еще «элегантней». Покрытую белым налетом, ее работящие сотрудники вытирали, «смачно» начищали до блеска подсолнечным маслом или окунали в жидкий дым. Вуаля!

То, что и на витрины по сроку годности не выложишь, на чем цифры не сотрешь и поставщику не отдашь, вынуждали покупать самих сотрудников магазина.

— Очень много мы забирали «молочки»: творожки, йогурты, . Многое из этого, — говорит Ольга, — можно было даже еще и кушать. Отказываешься — попадаешь в немилость руководства. Как вариант — в форме понижающего коэффициента к зарплате или отсутствия премии в расчетном листке.

Начальник торговой инспекции по Гомельской области Министерства торговли Республики Беларусь Алексей Боярин:

— Если вы приобрели просроченный продукт, его можно вернуть в магазин, в котором купили, и требовать либо обмена на доброкачественный, либо возврата денег. Вы также имеете право потребовать книгу жалоб и внести в нее свои претензии. Тогда в течение 15 дней руководство магазина обязано будет информировать вас о результатах проверки. Чаще, конечно, магазины принимают просроченный товар обратно, но все же лучше всегда сохранять чек. Если возникает спорная ситуация, первая инстанция, в которую необходимо обращаться — это управление торговли Гомельского горисполкома, вторая — Гомельский городской центр гигиены и эпидемиологии, специалисты которого имеют право взять товар и провести экспертизу, чтобы выяснить, на каком из этапов его движения от поставщика до вашего холодильника были допущены ошибки в условиях хранения.

Но все же перед тем как класть товар в корзинку еще в магазине, внимательно посмотрите на информацию, которая касается срока годности и сроков реализации. Это ваше . И пока сам себя не обезопасишь, никто этого не сделает…