Главная - Песочница - Постные толкования: свинину можно, но морскую
08 апреля 2013
Читается за ~6 мин

Постные толкования: свинину можно, но морскую

434
Вкусное о еде: Постные толкования: свинину можно, но морскую

Великий пост в этом году длится с 18 марта по 4 мая. Это у православных. У католиков — с 13 февраля по 30 марта, то есть он уже близок к концу. Сколько конфессий, столько разных календарей и правил. Поэтому люди, ревностно верующие, данную статью могут не читать, мы говорим здесь о постах вообще и о нюансах их возникновения.

Великий пост длится сорок шесть дней. Или сорок четыре — если вы католик. У католиков он заканчивается на два дня раньше — в полночь Великого (или Страстного) четверга. «Сорок дней» Великого поста ознаменовывают те сорок дней, что Иисус (а до него Моисей) провел в пустыне за молитвами и постом, однако воскресенья в расчет не идут, поскольку по воскресеньям поститься не полагается. Причина, почему пост и покаяние приостанавливаются в те шесть воскресных дней, что выпадают на Великий пост, заключается в том, что дни эти считаются своего рода праздничной дегустацией перед Пасхой — главнейшим праздником богослужебного года.

Кто-то назовет это слабоволием или может сказать, что это противоречит духу самой идеи, однако условия Великого поста всегда рассматривались как «подлежащие обсуждению». Даже в VI веке, когда папа Григорий Великий впервые высказал мысль об отказе от мяса, молока, сыра, масла и яиц на все «сорок дней» Великого поста, его слова толковались весьма и весьма широко. Так, кельтская церковь рекомендовала поститься в течение дня, но не отказывать себе ни в хлебе, ни в яйцах, ни в молоке за вечерней трапезой. В Англии X века архиепископ Элфрик, сторонник жестких мер, пошел по другому пути: помимо всего прочего, запретить , драки и рыбу.

Вообще говоря, всегда была «спасительницей» в Великий пост. Генрих VIII всецело поощрял ее потребление для поддержки рыбного хозяйства страны. И по мере того как голодные христиане разносили Благую весть по дальним краям, понятие «рыба» удивительным образом расширяло свои границы. В разное время «рыбой» официально считали ондатр, бобров и морских уточек; как, впрочем, и капибар — самых крупных среди современных грызунов, эдаких гигантских морских свинок из Южной Америки, способных, нырнув, оставаться под водой целых пять минут. В сегодняшней Венесуэле водосвинка-капибара — главное блюдо великопостных торжеств… Возможно, из-за всех этих сомнительных махинаций пуритане в 1645 г. упразднили Великий пост вообще.

Если углубиться в историю кулинарии, то можно обнаружить, что многие вкусных блюд были изобретены монахами и впервые опробованы в монастырях, что говорит о том, что и монахи не всегда голодали, даже во время поста. Приведу всего несколько примеров: известный и любимый многими хлеб Бородинский, рыба по-монастырски, ликер Шартрез, который был впервые изготовлен в Шартрском монастыре и знаменитый Бенедиктин, сделанный монахами-бенедиктинцами (они же занимались разведением пряных растений, многие из которых стали овощными культурами).

Из Библии известно, что проблемы постов изучал еще царь Соломон. Он приказал кормить одну группу юношей с царского стола, другую — вегетарианской пищей, чтобы выяснить, какой из этих рационов более полезен. Ответ дал поединок между юношами: победили вегетарианцы. Это побудило Соломона убрать из своего рациона скоромную пищу.

Растительная пища очищает организм от зашлакованности. Скажем, многие африканские народы, которые едят преимущественно и фрукты, почти не страдают заболеваниями пищеварительного тракта. Священники справедливо отмечают, что вегетарианская улучшает умственные способности. С точки зрения физиологии это объясняется умеренным содержанием питательных веществ в крови при низкокалорийной диете. А если их в избытке, то умственная активность падает. Как гласит пословица: сытое брюхо к ученью глухо. Кроме того, растительный рацион или голодание способны лечить даже шизофрению и эпилепсию. Но полностью отказываться от мясной пищи нежелательно, ведь она содержит ряд аминокислот, которых нет в других продуктах.

Ясно одно: постный стол для верующего не должен быть соблазнительным (а можно ведь из разрешенного перечня соорудить и весьма завлекательные яства), и в то же время количество и качество еды обязано быть достаточным для полноценного труда, не прерываемого муками голода. Никто нас на время поста не освобождает от выполнения домашних и рабочих обязанностей, а для всего этого нужны силы: самовольно наложенные на себя мирским человеком ограничения, равные монашеским, почитаются за гордыню. Каждый человек должен выбрать индивидуальную диету в зависимости от возраста, образа жизни и состояния здоровья.

Понятно, что непросто противостоять соблазнам. Даже среди служителей культа встречаются порой «оборотни в погонах». О чем и говорит такая байка.

«Один человек как-то беседовал со священником и предложил ему закусить и выпить. Был Великий пост, и священник пить отказался. Но хотелось. Посидел он, повертелся на стуле. Потом говорит:

— Наливайте!

— Так ведь грех в пост-то?!

— Господь разрешает, ежели человек находится в дороге, в пути, — с этими словами священник взял стакан с водкой, быстренько прошелся по комнате туда-сюда, возвел очи горе. — Господи, мы в дороге, мы в пути!

Перекрестился. И выпил».

Автор статьи: Milka
Оцените статью
Есть что сказать?